Шаляпинский фонд музея представляет Вашему вниманию редкий экземпляр – книгу В.В.Стасова «Избранные статьи о музыке». Книга вышла в Государственном музыкальном издательстве в Москве 1949 году. Вероятно, она пользовалась большой популярностью у читателей, т.к. на ней следы бытования: переплет значительно вытерт, страницы запятнаны. В книгу вошли замечательные работы В.В.Стасова о музыке, композиторах и русских певцах.
«Для меня жизнь в искусстве нынешнем и будущем реальность – все, и вне ее я ни с чем дружить и ладить не могу», — говорил Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) – великий русский искусствовед, художественный и музыкальный критик, известеный как страстный и пламенный боец за глубокое идейное классическое искусство. Его многообразные и яркие исторические и искусствоведческие работы, многочисленные статьи и выступления были высокой трибуной, с которой он со всей неуемной энергией своего огромного блистательного дарования поднимал общественное мнение.
Он настойчиво направлял развитие художественной мысли на создание совершенных по мастерству, реалистических произведений искусства, раскрывающих в правдивых и глубоких образах величие русского народа. В.В.Стасов, опираясь на принципы эстетики русских демократов В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, был одним из первых передовых критиков, которые бичевали пороки формализма, декадентства, уход в сферу чистого искусства, преклонения перед Западом и т.п.. «Только то искусство великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует; которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается» — так заявил В.В.Стасов вы своем обращении к художникам.
Немало сделал В.В.Стасов и как историк музыки (русской и европейской). Европейскому искусству посвящены его статьи и брошюры: «L’abb Santini et sa collection musicale Rome» (Флоренция, 1854; русский перевод в «Библиотеке для Чтения», за 1852 г.), пространное описание автографов иностранных музыкантов, принадлежащих Императорской Публичной Библиотеке («Отечественные Записки», 1856 г.), «Лист, Шуман и Берлиоз в России» («Северный Вестник», 1889 г. NN 7 и 8; «Лист в России» было напечатано с некоторыми добавлениями в «Русской Музыкальной Газете» 1896 г., NN 8—9), «Письма великого человека» (Фр. Листа, «Северный Вестник», 1893 г.), «Новая биография Листа» («Северный Вестник», 1894 г.) и др.
Статьи по истории русской музыки: «Что такое прекрасное демественное пение?», описание рукописей Глинки, «Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1857 г., «Наша музыка за последние 25 лет» («Вестник Европы», 1883, N10), «Тормоза русского искусства». Множество статей В.В.Стасов посвятил композиторам: биографический очерк «Н. А. Римский-Корсаков» («Северный Вестник, 1899, N12), «Немецкие органы у русских любителей» («Исторический Вестник», 1890, N11), «Памяти M. И. Глинки» («Исторический Вестник», 1892, N 11), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, к 50-летию оперы» («Ежегодник Имп. Театров» 1891-92 и отд.), «Помощник Глинки» (барон Ф.А.Раль; «Русская Старина», 1893, N11; «Ежегодник Имп. Театров», 1892-1893), биографический очерк Ц. А. Кюи («Артист», 1894, N 2); биографический очерк М. А. Беляева («Русская Музыкальная Газета», 1895, N 2), «Русские и иностранные оперы, исполнявшиеся на Императорских театрах в России в XVIII и XIX столетиях» («Русская Музыкальная Газета», 1898, NN 1, 2, 3 и отд.), «Сочинение, приписываемое Бортнянскому» в «Русской Музыкальной Газете», 1900, N 47 и т. д.
Важное значение имеют составленные В.В.Стасовым издания писем Глинки, Даргомыжского, Серова, Бородина, Мусоргского, князя Одоевского, Листа и др. Весьма ценно и собрание материалов для истории русского церковного пения, подготовленное В.В.Стасовым в конце 1850-х гг. и переданное им известному «музыкальному археологу» Д.В.Разумовскому, который воспользовался им для своего капитального труда о церковном пении в России. Много заботился В.В.Стасов об отделе музыкальных автографов Публичной Библиотеки, куда он передал множество всевозможных рукописей наших и иностранных композиторов.
Вавиличева И.М.