Критические статьи «Силуэты русских писателей», изданные в начале ХХ века, вызвали многочисленные противоречивые отклики и сделали популярными имя автора — Юлия Айхенвальда.
Юлий Исаевич Айхенвальд (1872—1928) — русский литературный критик, пользовавшийся большой популярностью и влиянием в период предреволюционного расцвета русского модернизма. Свои этюды «критик-импрессионист» посвятил не только современникам, но и русским писателям XIX—XX вв., которые были собраны в широко известные три книги «Силуэты русских писателей».
По мнению многих современников (Ф.Степуна, Б.Зайцева, С.Франка), у Айхенвальда нередко встречаются меткие характеристики и эстетические оценки художественных произведений. В.Ходасевич, расходясь с эстетическо-философскими установками Айхенвальда, считал его «в высшей степени объективным» критиком текущей литературы.
Айхенвальд преподавал в гимназии, в университете А.Шанявского, в Московском университете, на Высших женских историко-филологических курсах, читал публичные лекции в провинции.
Октябрьская революция с её воинствующим материализмом, с её отрицанием эстетического созерцания, отрыва искусства и его творцов от действительности, была чужда критику; Айхенвальд видел в революции силу, разрушившую идеалы кадетской интеллигенции.
В 1922 Юлий Исаевич откликнулся гневной статьей на расстрел Н.Гумилева, после чего был арестован и в том же году вместе со многими учеными и писателями был выслан из советской России на знаменитом «философском пароходе». С тех пор Айхенвальд жил в Берлине, читал там курс «Философские мотивы русской литературы» в Русской Религиозно-Философской академии, писал статьи для эмигрантской газеты «Руль», активно участвовал в работе литературного кружка русских писателей-эмигрантов.
Погиб 17 декабря 1928 года в результате несчастного случая, попав под трамвай.