В горьковском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеется немало фотопортретов писателя. Представленные снимки, выполненные талантливым мастером Максимом Петровичем Дмитриевым (1858- 1948), занимают важное место. Творческое наследие этого фотографа – национальное достояние России. Это один из основоположников русской фотографической школы и публицистического репортажа; с 1886 года и до конца жизни работал в Нижнем Новгороде. Горький фотографировался у Дмитриева с начала 1890-х до 1904 года (за время жизни в Нижнем сделано около 100 его портретов и групповых снимков).
К этому времени Горький прославился пьесой «На дне», в т.ч. в Германии. 10 января 1903 года в Берлине состоялась ее премьера под названием «Ночлежка». Успех немецкой версии «На дне» был настолько ошеломляющим, что она выдержала триста (!) спектаклей подряд. Лев Толстой раздраженно записал 3 сентября 1903 года: «Горький недоразумение. Немцы знают Горького, не зная Поленца» (Вильгельм фон Поленц – известный писатель-натуралист). За сердитыми и раздраженными высказываниями Толстого о Горьком (о котором Лев Николаевич все же замечал: «Но талант большой») в данное время нельзя не обнаружить пристального, пристрастного и даже ревнивого отношения к нему. Толстой понимал, что именно Горький выражает настроение новой молодежи и чрезмерное внимание к персоне Горького со стороны интеллигенции вызвано этим обстоятельством. Именно за Горьким шла новая эпоха, а вместе с ней новая этика, новая культура.
Фотографии Горького продавались на книжных лотках. В губернских и уездных городах появились двойники. Они носили, как и он, сапоги с заправленными в них штанами, украинские расшитые рубахи, наборные кавказские пояски, отращивали себе усы и длинные волосы (как на представленных снимках Горького).
Л.Б. Белова