А.М. Горький. г. Нижний Новгород. 1903

А.М. Горький. г. Нижний Новгород. 1903 А.М. Горький. г. Нижний Новгород. 1903
Экспонаты

В горьковском фонде Музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина имеется немало фотопортретов писателя. Представленные снимки, выполненные талантливым мастером Максимом Петровичем Дмитриевым (1858- 1948), занимают важное место. Творческое наследие этого фотографа – национальное достояние России. Это один из основоположников русской фотографической школы и публицистического репортажа; с 1886 года и до конца жизни работал в Нижнем Новгороде. Горький фотографировался у Дмитриева с начала 1890-х до 1904 года (за время жизни в Нижнем сделано около 100 его портретов и групповых снимков).

К этому времени Горький прославился пьесой «На дне», в т.ч. в Германии. 10 января 1903 года в Берлине состоялась ее премьера под названием «Ночлежка». Успех немецкой версии «На дне» был настолько ошеломляющим, что она выдержала триста (!) спектаклей подряд. Лев Толстой  раздраженно записал 3 сентября 1903 года: «Горький недоразумение. Немцы знают Горького, не зная Поленца» (Вильгельм фон Поленц – известный писатель-натуралист). За сердитыми и раздраженными высказываниями Толстого о Горьком (о котором Лев Николаевич все же замечал: «Но талант большой») в данное время нельзя не обнаружить пристального, пристрастного и даже ревнивого отношения к нему. Толстой понимал, что именно Горький выражает настроение новой молодежи и чрезмерное внимание к персоне Горького со стороны интеллигенции вызвано этим обстоятельством. Именно за Горьким шла новая эпоха, а вместе с ней новая этика, новая культура.

Фотографии Горького продавались на книжных лотках. В губернских и уездных городах появились двойники. Они носили, как и он, сапоги с заправленными в них штанами, украинские расшитые рубахи, наборные кавказские пояски, отращивали себе усы и длинные волосы (как на представленных снимках Горького).

Л.Б. Белова

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).