Ф.И.Шаляпин в опере «Моцарт и Сальери».

Ф.И.Шаляпин в опере «Моцарт и Сальери».
Экспонаты

В шаляпинском фонде музея хранится фотография, на которой запечатлен Ф.И.Шаляпин в роли Сальери в опере «Моцарт и Сальери»  Н.А.Римского-Корсакова.

Современники артиста вспоминали: «Кто хоть раз видел Ф.И.Шаляпина в роли Сальери в небольшой опере Н.А.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», тот никогда этого не забудет». А.С.Пушкин, создавая свою драму, не заботился о том впечатлении, какое его произведение вызовет в публике, поступая, как подобает истинному гению, подарил нам восхитительную по своей краткости трагедию, заставив звучать небывалой красотой исполненные благородной музыкальности стихи.

А Римский-Корсаков, приняв с благоговением текст Пушкина, пропустив в нем всего четыре стиха, «пронизал его золотыми лучами гармонии». Получилось новое поэтическое произведение, в котором музыка дополнила, углубила, расширила значительность каждого слова. Возникла идеальная музыкальная речь, а для художественного воспроизведения требовался исключительный по своей виртуозности музыкальной декламации артист. Этим даром был наделен в полной мере Ф.И.Шаляпин.

Задача Ф.И.Шаляпина была чрезвычайно трудна: из небольшой роли, необыкновенно сжатой, нужно было создать истинно трагический образ, путем проникновения в откровеннейшие тайники человеческой души, сообщить каждому слову текста глубочайший смысл.  Фигура Сальери в исполнении Ф.И.Шаляпина вырастала до грандиозных размеров. И тот трагизм, который придал ей А.С.Пушкин, становился рельефным, понятным, навевающим ужас. Играя Сальери, артист показывал всю гамму переживаний человека, борющегося между противоречивыми чувствами: бесконечным преклонением перед гением Моцарта и стремлением устранить его с земной дороги, потому что он слишком ослепителен.

В вопросе о бытии Моцарта лежит глубокий смысл: толпе ненавистен гений, Сальери – один из толпы, призван остановить дальнейшее существование гения… Ф.И.Шаляпин старался облагородить Сальери, ведь и зависть, и ревность – человеческие чувства, облеченные в мощную, цельную красоту, свойственную стихийным порывам.   «Душа Сальери обнажена перед нами, и холодом веет на нас. Страшно за человека, который довел себя до такого состояния. И созерцая это творчество, возникающее с совершенно божественной легкостью, начинаешь осознавать, что если трагедия умерла на той сцене, где она существовала веками, то ею еще можно наслаждаться на оперной сцене, где дивным чудом воплотилась она в образе Шаляпина, последнего трагика наших дней» — писали современники артиста.

26 ноября 1898 года Ф.И.Шаляпин телеграфировал В.В.Стасову: «Вчера пел первый раз необычайное творение Пушкина и Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» с большим успехом. Очень счастлив. Спешу поделиться радостью…» 11 ноября 1901 года Ф.И.Шаляпин в роли Сальери вышел на сцену Большого театра, а 21 декабря 1905 года состоялась премьера оперы «Моцарт и Сальери» на сцене Мариинского театра. Роль Сальери в исполнении Шаляпина оказалась одним из непревзойденных шедевров мирового театра не только музыкального, но и драматического.

Вавиличева И.М.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
  • Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Ахтямова Р.3. Свияжск – остров любви: Сентиментальная повесть. Алматы: Агентство «Цитрус», 2019. 312с.
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    Image icon
    Ноябрь 29, 2021 Экспонаты
    Коган П.С. История русской литературы с древнейших времен до наших дней. Молодая гвардия, М.-Л., 1928. 272 с.
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Image icon
    Ноябрь 22, 2021 Экспонаты
    М.Горький. Городок. Заметки из дневника. Воспоминания. М., Л., 1926. 61 с.
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).
    Image icon
    Ноябрь 18, 2021 Экспонаты
    Адгамова С.С. Рассказы, воспоминания. (На татарском языке).