Ф.И.Шаляпин в опере «Моцарт и Сальери».

Ф.И.Шаляпин в опере «Моцарт и Сальери».
Экспонаты

В шаляпинском фонде музея хранится фотография, на которой запечатлен Ф.И.Шаляпин в роли Сальери в опере «Моцарт и Сальери»  Н.А.Римского-Корсакова.

Современники артиста вспоминали: «Кто хоть раз видел Ф.И.Шаляпина в роли Сальери в небольшой опере Н.А.Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», тот никогда этого не забудет». А.С.Пушкин, создавая свою драму, не заботился о том впечатлении, какое его произведение вызовет в публике, поступая, как подобает истинному гению, подарил нам восхитительную по своей краткости трагедию, заставив звучать небывалой красотой исполненные благородной музыкальности стихи.

А Римский-Корсаков, приняв с благоговением текст Пушкина, пропустив в нем всего четыре стиха, «пронизал его золотыми лучами гармонии». Получилось новое поэтическое произведение, в котором музыка дополнила, углубила, расширила значительность каждого слова. Возникла идеальная музыкальная речь, а для художественного воспроизведения требовался исключительный по своей виртуозности музыкальной декламации артист. Этим даром был наделен в полной мере Ф.И.Шаляпин.

Задача Ф.И.Шаляпина была чрезвычайно трудна: из небольшой роли, необыкновенно сжатой, нужно было создать истинно трагический образ, путем проникновения в откровеннейшие тайники человеческой души, сообщить каждому слову текста глубочайший смысл.  Фигура Сальери в исполнении Ф.И.Шаляпина вырастала до грандиозных размеров. И тот трагизм, который придал ей А.С.Пушкин, становился рельефным, понятным, навевающим ужас. Играя Сальери, артист показывал всю гамму переживаний человека, борющегося между противоречивыми чувствами: бесконечным преклонением перед гением Моцарта и стремлением устранить его с земной дороги, потому что он слишком ослепителен.

В вопросе о бытии Моцарта лежит глубокий смысл: толпе ненавистен гений, Сальери – один из толпы, призван остановить дальнейшее существование гения… Ф.И.Шаляпин старался облагородить Сальери, ведь и зависть, и ревность – человеческие чувства, облеченные в мощную, цельную красоту, свойственную стихийным порывам.   «Душа Сальери обнажена перед нами, и холодом веет на нас. Страшно за человека, который довел себя до такого состояния. И созерцая это творчество, возникающее с совершенно божественной легкостью, начинаешь осознавать, что если трагедия умерла на той сцене, где она существовала веками, то ею еще можно наслаждаться на оперной сцене, где дивным чудом воплотилась она в образе Шаляпина, последнего трагика наших дней» — писали современники артиста.

26 ноября 1898 года Ф.И.Шаляпин телеграфировал В.В.Стасову: «Вчера пел первый раз необычайное творение Пушкина и Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» с большим успехом. Очень счастлив. Спешу поделиться радостью…» 11 ноября 1901 года Ф.И.Шаляпин в роли Сальери вышел на сцену Большого театра, а 21 декабря 1905 года состоялась премьера оперы «Моцарт и Сальери» на сцене Мариинского театра. Роль Сальери в исполнении Шаляпина оказалась одним из непревзойденных шедевров мирового театра не только музыкального, но и драматического.

Вавиличева И.М.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.
    Image icon
    Сентябрь 29, 2020 Экспонаты
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.
    Юрий Белостоцкий. «И небо – одно, и жизнь – одна». Повесть. – Казань: Таткнигоиздат, 1974. – 142 с.
    Image icon
    Сентябрь 29, 2020 Экспонаты
    Юрий Белостоцкий. «И небо – одно, и жизнь – одна». Повесть. – Казань: Таткнигоиздат, 1974. – 142 с.
  • Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    Барахов В.С. «Литературный портрет»- Л: Наука, 1985
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Image icon
    Сентябрь 30, 2020 Экспонаты
    В.С.Барахов «Драма Максима Горького (Истоки, коллизии. метаморфозы). – М: ИМЛИ РАН, 2004.
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.
    Image icon
    Сентябрь 29, 2020 Экспонаты
    Ежов Н. «Военная Казань в 1917 году. Краткий очерк « («1917 елда хэрби Казан. Кыскача очерк»). Издание второе.
    Юрий Белостоцкий. «И небо – одно, и жизнь – одна». Повесть. – Казань: Таткнигоиздат, 1974. – 142 с.
    Image icon
    Сентябрь 29, 2020 Экспонаты
    Юрий Белостоцкий. «И небо – одно, и жизнь – одна». Повесть. – Казань: Таткнигоиздат, 1974. – 142 с.