[АН СССР. Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького. Музей А. М. Горького]. — Москва : Наука, 1969. — 578 с., 7 л. ил. : ил.; 22 см.
К 100-летию со дня рождения А. М. Горького. 1868-1968
Тема «Горький в изобразительном искусстве» обширна и еще недостаточно разработана. Научное описание коллекций музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина призвано помочь исследователям, художникам, искусствоведам, издательствам, работникам театра и кино, музеям в их работе над этой темой.
Коллекция художественной иконографии Алексея Максимовича Горького представлена в описании в количестве 587 единиц. Работы, не представляющие художественной ценности в описание не включены. Вместе с тем, в него вошли репродукции с утраченных оригиналов, являющиеся библиографической редкостью, а так же фотографии с подлинников, имеющие дарственные надписи и дополняющие историю создания данного художественного произведения.
Работая над «Описанием», читатель может проследить историю портретирования Горького почти от самого ее начала.
Первым портретистом Горького был И.Е.Репин, написавший портрет писателя в 1899 году. Подлинник принадлежит Пушкинскому Дому, Музей Горького имеет копию с него.
Особое место занимает серия рисунков П.Д.Корина, выдающийся талант которого отметил и полюбил Горький. Портретом Горького, написанным в 1932 году по его предложению, открывается замечательная коринская галерея портретов деятелей советской культуры. Один из рисунков, датированный 2 января 1936 года стал последним прижизненным портретом Горького. Павлу Корину принадлежат такие зарисовки Алексея Максимовича на смертном одре.
В 1937 г. Корин создал новый живописный портрет Горького за письменным столом, задуманный при жизни писателя и одобренный им. Основой для этого портрета послужили последние рисунки с натуры. Портретом 1937 года завершается коринская коллекция.
В «Описание» включены 1613 иллюстраций, сгруппированных по произведениям, к которым они относятся.
Последнее произведение Горького – «Жизнь Клима Самгина» — грандиозная эпопея, охватывающая 40 лет общественной жизни России, представляет собой и чрезвычайно заманчивую и крайне трудную задачу для художника. Иллюстрации к этому произведению были созданы еще в 1933 году Кукрыниксами, приступившими к этой работе с одобрения самого писателя. Личное общение с Горьким оказало решающее влияние на их творческое развитие. В своих воспоминаниях художники писали: «Алексей Максимович Горький сыграл огромную роль в нашей художественной судьбе. Не встреться мы с ним – наш путь был бы иным».
Работа над иллюстрированием одного из самых сложных и глубоких произведений писателя была для Кукрыниксов чрезвычайно плодотворной. Ей предшествовало глубокое изучение романа и иллюстративных материалов, воспроизводящих типы, костюмы, прически, бытовую обстановку того времени.