Портрет «Андрей Степанович Деренков» — уникальная работа кисти Александра Андреевича Прыткова, известного казанского художника (1905—1975). Увлеченный живописью молодой человек из чувашского Алатыря получил образование в Казанском объединённым художественно-театральном техникуме искусств. В 1931 году закончил отделение живописи и вскоре стал узнаваемым казанским художником, а с 1968 года прочно занял свое место в профессиональном Союзе художников ТАССР.
Александр Андреевич Прытков работал в Татарском кооперативном союзе работников изобразительных искусств «Татхудожник» (1934 – 1953) и в Татарском отделении Художественного фонда РСФСР (1953-1967). Некоторое время (1949 -1951) состоял инспектором по делам искусств при Совете Министров Татарской АССР. А.А.Прытков на протяжении всей творческой деятельности был активным участником республиканских (1936), зональных (1943) и всероссийских (1953) выставок.
В годы Великой Отечественной войны А.А.Прытков создает уникальную серию художественных плакатов «Окна сатиры» (1941 – 1944) и «В Федосеевском кружке» (1942). Художник работал в жанре исторического портрета и запечатлел на своих полотнах выдающихся представителей национальной культуры и искусства: народной артистки ТАССР Г.М.Болгарской (1950), марийского художника А.В. Григорьева (1956) и др..
В 1945 году художник пишет портрет Андрея Степановича Деренкова – казанского знакомого Алексея Максимовича Горького. Эта удивительная по глубине и психологической концентрации работа (размер 90 х 60 см) написана автором специально Казанского музея А.М. Горького. На картине изображен человек на закате своих дней, в образе которого соединилась мудрость, простота и искренность. Долгое время портрет был значимым экспонатом в зале, рассказывающем о «казанском периоде» Максима Горького.
И.М.Вавиличева