Фотография

Фотография Фотография Фотография
Экспонаты
  1. Фотография: Дворянское (Благородное) собрание. Казань. Конец ХIX в. Фотография (фотоателье) В.П.Бебина. Черно-белая фотография, сделанная в сепия (коричневатого оттенка), размер: 13,3*18 см. Заключена в паспорту белого цвета размерами 18*24 см. Находится в Шаляпинской экспозиции (на втором этаже) Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.

Фотография сделана известным казанским фотографом, входившим в десятку самых популярных фотографов Казани второй половины ХIX– начала ХХ вв. — В.П.Бебиным. Его фотоателье находилось в самом престижном районе г. Казани: на одной из самых центральных и официальных улиц города – ул. Воскресенской (ныне ул. Кремлевская), на первом этаже в доме Казанской духовной семинарии (позже – здание Геологического факультета КГУ), т.е. всего за квартал от Казанского кремля. Данное заведение пользовалось большой популярностью у населения.

Здание Дворянского собрания на Театральной площади было возведено к 1860 г. предположительно по проекту петербургского архитектора Н.Е.Ефимова, под руководством казанских архитекторов М.П.Коринфского и И.П.Бессонова, строилось на личные средства дворян Казанской губернии. Большое внимание было уделено не только внешнему облику здания, но и его внутренней отделке. Дворяне хотели, чтобы здание было во всех отношениях красивым и удобным до мелочей. Большой бальный зал, вмещавший около 1200 человек, славился своей акустикой. В его  стенах в разные годы выступали Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, В.И.Качалов и многие другие. В советское время здесь располагался Дом офицеров Казанского гарнизона. В 1997 г. здание было передано в собственность администрации г. Казани, тщательно отреставрировано и реконструировано. На сегодняшний день в здании располагается Городская ратуша.

  1. Театр А.Л.Панаева. Казань. Конец XIX в. Офорт. Размеры: 23*37 см. Заключена в паспорту серого цвета размерами 29*43,5 см. Находится в Шаляпинской экспозиции (на втором этаже) Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.

Летний (не отапливаемый) деревянный одноэтажный Панаевский театр (по имени владельца сада, в котором он располагался) был построен в 1870-х гг., а в 1888 г. он был перестроен антрепренером (владельцем театральной труппы, игравшей в этом театре) В.В.Серебряковым с расчетом на 754 посадочных мест. Здесь давали свои представления оперные и драматические труппы, фокусники, куплетисты, акробаты и т.п. Летний Панаевский театр размещался на месте, где сейчас находится здание спортивного комплекса «Динамо» по ул. Горького, рядом со зданием современного музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.

Панаевский сад, в котором располагался этот театр, долгое время был частным – принадлежал сначала известной казанской литературной семье Панаевых, на чьем частном участке земли, на задворках особняка, главным фасадом выходившего на ул. Большую Лецкую (сейчас ул. Горького, д.12) он и был разбит. Вскоре владелец – А.А. Панаев продал сад в собственность города. Кроме театра в саду располагались ресторан, открытая сцена (эстрада), павильоны для продажи пива, мороженого и воды, кегельбан, играл оркестр, особенно по выходным и по праздникам, зимой заливался каток. Именно в этом театре прошли первые юношеские театральные опыты (к сожалению, неудачные) в качестве начинающего драматического артиста будущего великого русского певца Федора Ивановича Шаляпина.

3-4.  Фотооткрытка: «Казань. Русская Швейцария». Казань. Конец ХIХ в. Сделана типографским способом. Черно-белая фотография, размер: 10*13 см. Надпись проходит внизу открытки, справа, на лицевой стороне. На фотооткрытке изображены часть парка «Русская Швейцария» с открытой летней сценой (эстрадой). Фотооткрытка находится в Шаляпинской экспозиции (на втором этаже) Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.

Сад (или парк) «Русская Швейцария» во второй половине XIX– начале XD вв. – самое излюбленное место гуляний и развлечений Казанцев. В начале 19 в. за рощей, расположенной на северо-восточной окраине Казани на левом берегу р. Казанки, около Арского поля, закрепилось это название. По ландшафту эта местность с глубокими оврагами и небольшими полянами очень напоминала Швейцарию. Авторство названия приписывают то Сергею Аксакову, в то время студенту Императорского Казанского университета, то университетскому профессору физики Ксаверию Броннеру. В 1936 г. Русскую Швейцарию переименовали в Центральный парк культуры и отдыха имени М.Горького, который и сегодня является любимым местом прогулок жителей Казани.

Фотооткрытка: «Казань. Сад Аркадия». Казань. Конец ХIХ в. Сделана типографским способом. Черно-белая фотография, размер: 10*13 см. Надпись проходит по верхнему левому краю открытки, на лицевой стороне. На фотооткрытке изображена центральная часть парка (или сада) «Аркадия». Фотооткрытка находится в Шаляпинской экспозиции (на втором этаже) Музея А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина.

Загородный сад «Аркадия» открылся 4 августа 1895 г. на территории дачи (частных владений) казанского богатого купца Свешникова на озере Средний Кабан, в так называемом урочище «Чертов угол». Несколько частных пароходиков регулярно ходили до сада по озерам Кабан, перевозя пассажиров. В начале ХХ в. богатейший казанский пивной магнат, немец Оскар Петцольд арендовал у владельца сад «Аркадия» и переделал его в крупнейший развлекательный центр Казани под открытым небом. Там появились всевозможные увеселительные заведения, новый театр, открытая летняя сцена (эстрада), рестораны, пивные павильоны, беседки, буфеты и т.п. Отдыхающих развлекали сразу несколько оркестров. Сад был конфискован государством у немца в годы Первой мировой войны, и имущество в нем было распродано. Так закончила свое существование одна из красивейших садово-парковых зон Казани конца XIX– начала XX вв. Сегодня на ее месте расположены жилые дома Приволжского района г. Казани.

 

 

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • «Монография Н.И.Кузнецова  «О мастерстве оперного артиста».
    Image icon
    Сентябрь 25, 2020 Экспонаты
    «Монография Н.И.Кузнецова «О мастерстве оперного артиста».
    Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Гариф  Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Гариф Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)
  • «Монография Н.И.Кузнецова  «О мастерстве оперного артиста».
    Image icon
    Сентябрь 25, 2020 Экспонаты
    «Монография Н.И.Кузнецова «О мастерстве оперного артиста».
    Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Муратова К.Д. М.Горький: Семинарий. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.» — М.: Просвещение, 1981. – 208 с.
    Гариф  Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Гариф Ахунов. Человек ищет сокровище: повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1969. – 382 с. — Перевод с татарского.
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)
    Image icon
    Сентябрь 24, 2020 Экспонаты
    Синицына К.Р. Полвека музеев Казани и Татарии. Очерки истории 1917-1967 годов. — Казань: «Kazan-Казань», 2002.- 280 с. (Казань и казанцы)