Грим, принадлежавший Ф.И. Шаляпину.

Грим, принадлежавший  Ф.И. Шаляпину. Грим, принадлежавший  Ф.И. Шаляпину.
Экспонаты

Коробочка с гримом, которая принадлежала Ф.И.Шаляпину,  передана в Казанский Музей А.М. Горького (ныне Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина) старшей дочерью певца Ириной Федоровной Шаляпиной  в 1960-е годы.

Грим для артистов (Государственная парфюмерная фабрика ТЭЖЭ (трест ЖИРКОСТЬ, объединяющий заводы жировой и костеобрабатывающей промышленности) г. Москва). Конец 1910-х-1920-е.

h-12см х диаметр- 6см. Внутри картонной коробочки-8 оттенков грима.

 

Имея внутреннее чутье художника, Шаляпин сумел взрастить в себе не только великого артиста, неподражаемого оперного певца, талантливого графика, скульптора, но и гримера.  Особенным мастерством отличался он в искусстве грима, любил заниматься, что называется, «живописью на собственной шкуре». Его гримы всегда приводили в восторг и сослуживцев и публику. Шаляпин, гримируясь для любого сценического образа, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством. «Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».

При этом, к гриму Шаляпин относился с предельным лаконизмом, как и к своим графическим рисункам. «Грим — очень важная вещь и лишних деталей надо избегать так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ».

Что и вовсе занимательно, Шаляпин умудрялся «гримировать» и аксессуары. Как-то играя роль Еремки, он расписал свои валенки. А когда режиссер при постановке «Дон-Кихота» решил вывести на сцену лошадь, то по распоряжению Шаляпина ее «загримировали». Художник театра под руководством актера, превратил терпеливого ломовика в худосочного Росинанта, мастерски прописав ему кости и ребра. Сам же Шаляпин наводил последние штрихи на шкуре лошади, на которой ему и пришлось выезжать на сцену в роли Дон Кихота.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.