«Старинный театр» Э.Старка»

«Старинный театр» Э.Старка»
Экспонаты

Среди собрания  петербургского коллекционера Ю.Ф.Котлярова, поступившего в музей в 2006 году,  обращают на себя особого внимания работы Э.А.Старка. Книга «Старинный театр» небольшого формата вышла в издании Н.И.Бутковской в Петрограде в 1915 году.

Книга принадлежит к числу ярких работ  Эдуарда Александровича Старка (1874-1942)- известного русского музыкального критика и искусствоведа, автора статей по истории музыкальных произведений, театральных постановок, рецензий на музыкальные спектакли. Э.А.Старк сотрудничал со многими СМИ: журналами «Театр и искусство», «Обозрение театров», «Ежегодником императорских театров», работал в ряде петербургских газет до 1917. С приходом советской власти работал  журналах: «Жизнь искусства», «Советское искусство», «Театр и музыка», газетах: «Россия», «Петроградский курьер» и др. Как критик, он писал музыкальные обзоры, рецензии на музыкально-театральные спектакли, критические статьи о творчестве композиторов и исполнителей:  Ф.И.Шаляпине, Ф.И.Стравинском, Л.В.Собинове, И.В.Ершове и многих других.

«Старинный театр»-  историко-реконструктивное сценическое предприятие, возникшее в Санкт-Петербурге в 1907 году по инициативе Николая Николаевича Евреинова и барона Николая Васильевича Остен-Дризена. Это предприятие явилось «одной из самых интересных и плодотворных  идей в России начала XX столетия». Художественно-драматургическая студия просуществовала  всего два коротких сезона. Сценография осуществлялась силами художников «Мира Искусства» и «всех его союзников», а труппу Старинного театра составили актёры-любители, студенты и актёры Суворинского театра.

 Конец XIX и начало XX века были ознаменованы в России такими явлениями в области театрального искусства, которые чрезвычайно важны для совершенствования театра. К числу этих явлений принадлежит «Старинный театр», возникший в Петрограде (по мысли Н. Н. Евреинова) в конце 1907 г. Этот первый сезон он познакомил зрителей с наиболее яркими формами европейского театра: с литургической драмой, моралите, мираклем, пасторелью и фарсом. Затем театр перестал функционировать и возродился снова после четырехлетнего перерыва в конце 1911 г., явив нам более совершенную форму театрального искусства, а именно испанскую драму эпохи расцвета. И на этот раз существование его также было весьма непродолжительно. Можно сказать, что в смысле длительности и непрерывности сезонов это — самое эфемерное предприятие, из числа всех когда-либо нами виденных, разумея здесь, конечно, только самые серьезные предприятия.

Возникает вопрос: стоит ли сочинять историю этого театра? Целесообразно ли при современной дороговизне типографских работ и бумаги и при наличии тем, быть может, гораздо более важны, выпускать в свет целую книгу о «Старинном театре»? Разумно ли привлекать внимание читателей к театру, который когда-то был, и от которого остались одни лишь смутные воспоминания? Автор отвечает в своей работе: «Стоит!». Эфемерным было существование театра в смысле его материального бытия. Но бесконечно не эфемерным с точки зрения, переполнявшей материальное бытие, духовной сущности. Когда бытие прекратилось, дух остался жить, и целый ряд явлений последующей жизни театрального искусства оказался отмеченным в большей или меньшей степени печатью этого духа. Как и в чем, это выясняет последняя глава настоящей книги. Э.А.Старк рассказывает, что «Старинный театр» был отмечен не просто печатью большой красоты, но и присутствием бессмертного духа . Это значит, он принадлежал к разряду явлений важных в искусстве, и это объясняет необходимость рождения настоящей скромной книги, которая рассказывает его историю, выявляет его образ и разъясняет весьма крупную роль, сыгранную им в истории русского театрального искусства.

Вавиличева И.М.

Ещё больше вы увидиите в музее

Интересные экспонаты

Все
Экспонаты
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
  • Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Горький М. Полное собрание сочинений. Письма в двадцати четырех томах.
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Матевосян Е.Р.Казань, 2009 г.
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Пятницкий К.П., Горький А.М., Тихомиров А.А., Пешкова Е.П. на Волге по пути на Кавказ. Июнь, 1903 г.
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.
    Image icon
    Июль 29, 2022 Экспонаты
    Скирмунт С.А. Москва. 1920-е гг.