Среди собрания петербургского коллекционера Ю.Ф.Котлярова, поступившего в музей в 2006 году, обращают на себя особого внимания работы Э.А.Старка. Книга «Старинный театр» небольшого формата вышла в издании Н.И.Бутковской в Петрограде в 1915 году.
Книга принадлежит к числу ярких работ Эдуарда Александровича Старка (1874-1942)- известного русского музыкального критика и искусствоведа, автора статей по истории музыкальных произведений, театральных постановок, рецензий на музыкальные спектакли. Э.А.Старк сотрудничал со многими СМИ: журналами «Театр и искусство», «Обозрение театров», «Ежегодником императорских театров», работал в ряде петербургских газет до 1917. С приходом советской власти работал журналах: «Жизнь искусства», «Советское искусство», «Театр и музыка», газетах: «Россия», «Петроградский курьер» и др. Как критик, он писал музыкальные обзоры, рецензии на музыкально-театральные спектакли, критические статьи о творчестве композиторов и исполнителей: Ф.И.Шаляпине, Ф.И.Стравинском, Л.В.Собинове, И.В.Ершове и многих других.
«Старинный театр»- историко-реконструктивное сценическое предприятие, возникшее в Санкт-Петербурге в 1907 году по инициативе Николая Николаевича Евреинова и барона Николая Васильевича Остен-Дризена. Это предприятие явилось «одной из самых интересных и плодотворных идей в России начала XX столетия». Художественно-драматургическая студия просуществовала всего два коротких сезона. Сценография осуществлялась силами художников «Мира Искусства» и «всех его союзников», а труппу Старинного театра составили актёры-любители, студенты и актёры Суворинского театра.
Конец XIX и начало XX века были ознаменованы в России такими явлениями в области театрального искусства, которые чрезвычайно важны для совершенствования театра. К числу этих явлений принадлежит «Старинный театр», возникший в Петрограде (по мысли Н. Н. Евреинова) в конце 1907 г. Этот первый сезон он познакомил зрителей с наиболее яркими формами европейского театра: с литургической драмой, моралите, мираклем, пасторелью и фарсом. Затем театр перестал функционировать и возродился снова после четырехлетнего перерыва в конце 1911 г., явив нам более совершенную форму театрального искусства, а именно испанскую драму эпохи расцвета. И на этот раз существование его также было весьма непродолжительно. Можно сказать, что в смысле длительности и непрерывности сезонов это — самое эфемерное предприятие, из числа всех когда-либо нами виденных, разумея здесь, конечно, только самые серьезные предприятия.
Возникает вопрос: стоит ли сочинять историю этого театра? Целесообразно ли при современной дороговизне типографских работ и бумаги и при наличии тем, быть может, гораздо более важны, выпускать в свет целую книгу о «Старинном театре»? Разумно ли привлекать внимание читателей к театру, который когда-то был, и от которого остались одни лишь смутные воспоминания? Автор отвечает в своей работе: «Стоит!». Эфемерным было существование театра в смысле его материального бытия. Но бесконечно не эфемерным с точки зрения, переполнявшей материальное бытие, духовной сущности. Когда бытие прекратилось, дух остался жить, и целый ряд явлений последующей жизни театрального искусства оказался отмеченным в большей или меньшей степени печатью этого духа. Как и в чем, это выясняет последняя глава настоящей книги. Э.А.Старк рассказывает, что «Старинный театр» был отмечен не просто печатью большой красоты, но и присутствием бессмертного духа . Это значит, он принадлежал к разряду явлений важных в искусстве, и это объясняет необходимость рождения настоящей скромной книги, которая рассказывает его историю, выявляет его образ и разъясняет весьма крупную роль, сыгранную им в истории русского театрального искусства.
Вавиличева И.М.